Главная » Статьи » секция 1

ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТНОРИТОРИКЕ В ВУЗЕ

ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТНОРИТОРИКЕ В ВУЗЕ

 

Конвисарова Людмила Александровна

Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай, Республика Казахстан

konvisarova-75@mail.ru

 

Вся территория постсоветского пространства – многонациональные и поликультурные страны. Тесные, дружеские взаимоотношения людей разных национальностей в них складывались на протяжении длительного времени. С распадом СССР на отдельные суверенные государства появилась необходимость поиска путей и средств личностных, межнациональных отношений и коммуникаций как внутри каждой из стран, так и за их пределами. В связи с этим возросла потребность в развитии этнориторики, которая выполняет общественно-социальную функцию, являясь продуктом миропонимания и мировоззрения коренных народов, она неразрывно связана с обществом, его развитием. А современному обществу необходимы высококультурные личности, владеющие в совершенстве всеми речевыми формами языковой коммуникации, в связи с этим этнориторика как наука о видах и условиях возвращенных языковых отношений должна предложить пути решения проблем воспитания не только мастеров слова, но и способствовать развитию поликультурной личности.

         Одним из путей решения, на наш взгляд, является формирование у студентов нового поколения поликультурного сознания, которое включает в себя следующие компоненты: знание истории, культуры этноса, с которой осуществляется процесс общения, знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса-партнера в мировой культуре; знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии; эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса; способности к сопереживанию, умение поставить себя на место другого.

         Цель статьи – привлечь внимание к этнокультурному образованию, которое выдвигает на первый план воспитание поликультурной личности и формирование поликультурного индивида.

Коммуникативная деятельность является одним из основных видов профессиональной деятельности педагога, так как посредством общения осуществляется не только передача информации, формирование знаний, но и воспитание. Общение определяет стиль и характер взаимоотношений педагога и учащегося, что в свою очередь обусловливает эффективность воспитательного воздействия.  Знание основ психологии, а также основных форм мышления и их логического аспекта, является необходимым условием при изучении и преподавании этнориторики в вузе, что важно для личностного, поликультурного совершенствования студентов и их культуры речи в целом.

Сформированность культуры межнационального общения мы понимаем как результат успешной социализации личности в поликультурное пространство. Выделяют внешние и внутренние признаки сформированности культуры межнационального общения. К внешним признакам относятся: 1) интерес к культуре, истории, науке другого народа; 2) потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа; 3) развитие отношений с людьми другой национальности.

         Большую роль также играют и внутренние признаки: 1) мотивационного характера: уважение к многонациональному народу страны, где человек проживает, любовь к Отечеству, ориентация на общечеловеческие ценности; 2) этнического характера: проявление тактичности к человеку; готовность сопереживать; 3) деятельно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, супружество; развитие чувства национальной гордости; 4) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности людей разных национальностей; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; дух веротерпимости к религиозным чувствам людей; 5) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности по работе, учебе, в быту, отношения и реакция на взгляды, идеалы людей другой национальности.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поэтому мы полагаем, что формирование этно­культурологической компетентности и воспитание этнокультурных отношений является важнейшей стратегической задачей образования в ХХI веке.

         Современная мировая политическая ситуация демонстрирует обострение многих конфликтов, связанных с отсутствием понимания межкультурных различий у народов, проживающих на территории одного государства. Острота и продолжительность межкультурных конфликтов делают проблему толерантности как никогда актуальной. Преподавание этнориторики, являясь частным случаем межкультурной коммуникации, предполагает на сегодняшний день не только владение собственно методикой преподавания риторики, но и компетентность преподавателя в вопросах, связанных с особенностями культуры представителей тех лингвокультурных сообществ (далее ЛКС), с которыми он работает. Преподавателю важно обладать кросс-культурной грамотностью, владеть информацией о ценностях представителей тех ЛКС, с которыми он работает в аудитории. Структура ценностного сознания однотипна у всех людей, поэтому целая группа ценностей получила название «общечеловеческие», но интерпретация ценностного ряда в зависимости от менталитета народа оказывается различной [4].

Важную роль в становлении молодой личности в современном мире играет, несомненно, и этнопедагогика. В народной педагогике находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам   интенсификации духовной жизни личности. Актуально также изучение педагогикой сущностных обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников – эти проблемы не могут не интересовать народную педагогику [3].

Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо   воспринимается как инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою – к неожиданно продуктивным новшествам.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Например, одним из первых ученых среди собирателей и публикаторов слов и назиданий казахского народа был педагог и литератор И. Алтынсарин. Просветитель, правильно понявший значение народной мудрости в деле воспитания подрастающего поколения, сумел использовать для этой цели произведения разных фольклорных жанров. В своей воспитательной работе Алтынсарин старался привить молодежи высокие человеческие качества. «Стараюсь всеми силами, – писал он, – чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками» [1, с. 25].

И. Алтынсарин глубоко верил в неисчерпаемые силы, способности и возможности своего народа, считая, сто долг каждого человека – сделать все возможное для того, чтобы дать проявиться его лучшим качествам. Это сознание всегда вдохновляло его и придавало бодрость и энергию [2].

Современная педагогическая наука придает все большее значение исследованию проблем истории и теории этнопедагогики, изучение которой невозможно без осознания и осмысления того фактора, что каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, образы жизни. У каждого народа сотни лет существует особенная, укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Проблемы влияния национальной культуры на воспитание молодого поколения нашли освещение в многочисленных работах педагогов советского периода, чьи заслуги в деле становления образования трудно переоценить.

Воспитание сегодня, как и образование, имеет дело с учащимся, которому нужно помочь «встроиться» в социум. При кредитной технологии обучения первичным здесь должно стать воспитание студента, который сам сможет определить, какое количество знаний ему требуется. Поэтому при подготовке к занятию преподаватель должен обращать внимание не только на уровень знаний, учебные и интеллектуальные умения студентов, но и на воспитательные возможности занятия, которые часто отодвигаются на второй план. А недостаточное воспитание приводит к тому, что знания и умения не оформляются в правильном поведении в обществе.

         Таким образом, к воспитательным задачам вузовских занятий по этнориторике можно отнести: нравственное воспитание, воспитание познавательной самостоятельности, воспитание личностных качеств посредством индивидуальных интересов и способностей, патриотизма, любви к слову, а также личным примером.

Поскольку основное время студент проводит на занятиях, то большая часть воспитательной нагрузки ложится на преподавателей-предметников. Прагматический подход приводит к тому, что студенты, может быть, и знают предмет, но не умеют и не любят трудиться, мобилизовать волю, работать систематически. Все это – воспитательные проблемы, которые предметники часто не видят.

Этнориторика и этнопедагогика изучают процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Воспитание поликультурной личности предполагает освоение собственной культуры в рамках программы по этнориторике, а также изучение культуры других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других национальностей, воспитание доброжелательности и открытости в процессе общения с представителями других рас и национальностей, развитие потребности в изучении языков межнационального общения. Проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур остро стоит в настоящее время.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алтынсарин И. Собрание сочинений в 3-х т. / И. Алтынсарин. – Алма-Ата : Мектеп, 1978, Т. III.

  2. Джумагулов К. Т. Ибрай Алтынсарин и развитие казахского народа / К. Т. Джамагулов. – Алма-Ата: Анатілі, 1984. – 164 с.

  3. Волков Г Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М. : Педагогика, 1999. – 168 с.

  4. Шамсутдинова Е. Ю. К вопросу о формировании толерантного поля языковой личности в межкультурной коммуникации / Е. Ю. Шамсутдинова// Филологическое образование в школе и вузе : Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения» 18–19 мая 2010 года. – С. 106-109.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Конвисарова Людмила Александровна E
Просмотров: 485 | Теги: образование, Этнориторика, воспитание, педагогика, личность, культура | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar