Главная » Статьи » секция 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Кондрашова Марина Вячеславовна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

concord_fleur@rambler.ru

 

В концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики сделан акцент на необходимости формирования новых жизненных установок, свойств личности, которые должны базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР [5]. Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности. Изменчивость ценностных ориентиров в современном обществе, расширение информационного пространства делают вызов к изысканию новых подходов, ведущих к формированию устойчивой личностной идентичности молодежи.

В концепции сформирован запрос Республики на необходимость реализации программ по формированию духовно развитой личности. Катализатором данной проблемы выступает военный конфликт на Донбассе. В сложившихся условиях наблюдается дезориентация личности, а значит, требуются меры, направленные на формирование устойчивой позитивной личностной идентичности в экстремальных условиях.

Стоит также отметить, что, последние десятилетия наблюдается качественное преобразование общества, его идеалов, ценностей, прослеживается динамика изменения поведенческих и ценностных установок молодежи, что приводит к изменению личности в целом. Обращая внимание на социальную ситуацию в настоящее время, следует учитывать также такой фактор, как влияние СМИ на подрастающее поколение, появление в изобилии антигероев, нарастание агрессии и жестокости. Наблюдается дефицит нравственности, потеря ценностных ориентиров, неудовлетворенность своей жизнью. Таким образом, актуальность темы обусловлена, прежде всего, необходимостью самоидентификации личности, что затрудняется сформированным в последние десятилетия потребительским мировоззрением, исключающим нравственные, ценностные ориентиры, опору на эталонные образцы.

Тот вызов, что выдвинула существующая реальность молодежи Донбасса в виде военного конфликта, волнует, несомненно, современных психологов. Существует потребность в исследовании духовно-нравственного становления молодежи, в изучении устойчивой позитивной личностной идентичности, а также в формировании позитивной личностной идентичности в экстремальных условиях. То есть, это те первоочередные области для исследования, которые позволят в дальнейшем выработке навыков эффективного преодоления экстремальных ситуаций. Чаще всего аспект духовно-нравственного становления молодежи исследовался через самосознание, духовный потенциал, воспитание совести, влияние внутренних и внешних мотивов на моральный выбор [4, 6].

Говоря о духовно - нравственном развитии молодежи, следует отметить, что оно представляет собой процесс формирования способности человека сознательно выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, самим собой, миром, государством в совокупности, опираясь на принятые в обществе нравственные идеалы и моральные нормы. Образец, эталон, на который опирается личность в настоящий момент времени, и на основании которого определяется план будущего самовоспитания и есть идеал. Если у человека есть высокий нравственный идеал, то это свидетельствует о высокоразвитой личности, личности самоактуализированной и благородной в помыслах. Стремление приблизиться к идеалу у активной личности вызывает желание позитивного преобразования, работы над собой в сопровождении таких переживаний, как: восторг, удивление, восхищение.

Именно нравственность личности является психологическим условием формирования позитивной личности. Ведь нравственность личности образование многомерное, и основным механизмом реализации его в поведении является совесть, которая обеспечивает внутренние мотивы поведения и борьбу на чаше весов добра и зла [4, с. 74]. Воспитание совести является важнейшей психологической задачей духовно - нравственного воспитания личности, которое включает не только донесение до сознания учащихся содержания нравственных норм, но и формирование устойчивой позитивной личностной идентичности.

Под нравственной сферой личности понимают совокупность психологических механизмов, обеспечивающих поведение человека, соответствующее нравственным нормам. Правила поведения, которые реализует человек в своей жизни, зависят от его мировоззрения, религиозных взглядов на мир, на человека и на его назначение в мире. Существуют два возможных источника морального / нравственного закона в сознании человека. Один источник – внешний, возникающий в культурно-исторической среде в форме взглядов конкретного социума и предлагаемый личности для интериоризации. Другой источник – внутренний, иррациональный, неизменяемый, присущий от природы каждому человеку и данный ему в форме совести, имеющий название естественного нравственного закона. Соотношение этих двух моральных законов на уровне индивидуального сознания человека может быть различным. Опора на внешнюю мотивацию требует осуществления систематического контроля посредством воли. Следовательно, такой вид нравственного функционирования будет являться наиболее затратным энергетически. Что, в свою очередь, может послужить толчком к снижению моральной надежности, особенно в экстремальных условиях [1, с. 13].

Исследователями было выяснено, что в течение жизни меняется мировосприятие, идет переоценка смыла жизни. Большая часть качеств учащихся, такие как нравственность, самовосприятие, активность, толерантность, отношение к природе и искусству, имеют тенденцию положительной динамики в процессе обучения. Наиболее уязвимыми предстают следующие личностные качества: адаптированность к жизненным условиям и патриотизм. Личностные особенности человека, его социальная среда, традиции и обычаи, экономические условия и др. факторы, влияют на сознание и воспитанность [7, с. 216].

Проблемы развития духовного потенциала личности были изучены отечественными исследователями (Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили, A. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, О. К. Тихомиров и др.).

Интегральной характеристикой эмоционально-волевых, энергетических, интеллектуальных психических возможностей самоактуализации личности является духовный потенциал, который формируется в течение всей жизни человека. Социально значимая самобытность творчества, глубина миропонимания является критерием творческого потенциала. Именно в этом критерии содержится секрет влияния личности на общество [8, с. 70].

Системный подход в исследовании духовно-нравственного развития молодежи позволяет раскрыть многоплановость формирования позитивной личности и предоставляет возможность для продуктивной коррекции духовно-нравственного воспитания в экстремальных условиях [4, с. 74].

На данный момент отсутствует единство взглядов на аспект духовно-нравственного развития и особенностей его влияния на формирование устойчивой позитивной личностной идентичности в разных ситуациях. Как позитивные, так и негативные факторы оказывают влияние на формирование идентичности. И в единстве борьбы этих двух элементов происходит становление личности. Кризисы, вызывающие у разных людей схожие реакции в виде агрессии, депрессии, фрустрации, внутреннего конфликта, являются катализатором проблем личности, и служат толчком к саморазвитию и формированию более зрелой идентичности. В том случае, если кризис пролонгирован, индивид может утратить надежду на преобразование факторов негативной идентичности в позитивную. Именно поэтому является необходимым изучение процесса духовно-нравственного становления позитивной идентичности в экстремальных условиях.

Исходной теоретической основой нашего исследования будет являться теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, базирующаяся на методологических принципах системного пoдхoда Л. Берталанфи, П. К. Анохина, Б. Ф. Ломова и активно развивающаяся в современной концепции интегративной психологии развития В. В. Белоуса и его школы психологии полиморфной индивидуальности [3, с. 24]. Развивая идеи В. С. Мерлина, В. В. Белoус утверждает, что челoвек как интегральная индивидуальность овладевает общественным опытом в деятельности, которая выполняет системообразующую функцию согласования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что подтверждено в многочисленных исследованиях по изучению роли объективных и субъективных детерминант деятельности в развитии интегральной индивидуальности (Р. Г. Боязитов, И. В. Боязитова, И. Н. Зиник, Л. С. Иванова, А. Ф. Иорданов, Л. В. Мищенко, Е. Я. Михитарьянц, А. Т. Найманов, Нгуена Кхак Тхан, Ф. М. Шидакова, С. В. Гринь, Ю. В. Павличенко, И. Ю. Ширяева, А. И. Щебетенко, С. Акур, А. А. Урусов и др.) [2, с. 35].

Дальнейшие научные работы будут посвящены изучению системообразующей роли духовно-нравственного становления в развитии разноуровневых свойств индивидуальности студенческой молодежи в экстремальных условиях. Что позволит определить оптимальные психологические составляющие гармонизации структур интегральной индивидуальности в экстремальных условиях, существенно расширит представления о причинах, препятствующих формированию позитивной личностной идентичности, и создаст возможности для реализации мер по формированию устойчивости за счет актуализации нравственного потенциала человека.

В статье осуществлен обзор современных подходов в исследовании духовно-нравственного становления молодежи, что в дальнейшем позволит более детально изучить условия, оказывающие влияние на формирование устойчивой позитивной личностной идентичности в экстремальных условиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова С. В. Особенности связи мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного выбора и уровнем нравственного развития человека / С. В. Агафонова // Психология. Историко-критические обзоры  и современные исследования. – 2015. – № 6. – С. 8-28.

  2. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. –5-е изд., перераб. и доп. / В. В. Белоус. – М. : Компания КноРус, 2016. 268 с.

  3. Белоус В. В. Очерк психологии полиморфной индивидуальности / В. В. Белоус, И. В. Боязитова. М. : Компания КноРус, 2016. 160 с.

  4. Веселова Е. К. Методические материалы для практических занятий в рамках духовно-нравственного воспитания студентов вуза / Е. К. Веселова // Вестник практической психологии образования. – 2014. № 3. – С. 74-90.

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. № 94. 22.06.2015.

  6. Фролова С. Л. Диагностика нравственной воспитанности обучающихся / С. Л. Фролова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. № 5. – С. 269–273.

  7. Чернышова Е. Л. Духовно-нравственное воспитание как элемент сознания современной молодежи / Е. Л. Чернышова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 214-218.

  8. Якимова Н. М. Теоретические основы эмпирического исследования содержания социальной и личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте / Н. М. Якимова // Перспективы науки. – 2010. – № 2. – С. 69-77.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Кондрашова Марина Вячеславовна E
Просмотров: 537 | Теги: экстремальные условия, духовность, нравственность, идентичность, Индивидуальность | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar