Главная » Статьи » секция 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

формирование ценностных ориентиров студентов нового поколения

 

Леонова Елена Владимировна

ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», г. Горловка

elena_leonova_1@mail.ru

 

Вопросы формирования ценностных ориентаций современной молодежи обусловлены, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

Вопросы формирования ценностных ориентаций интересовали историков, философов, педагогов, психологов с давних времен и изучались всесторонне во многих исследованиях, проводившихся в разные исторические периоды (Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Платон, Сократ, И. Г. Фихте и др.). В психолого-педагогическом аспекте проблема формирования ценностно-личных ориентаций исследуются в работах: Л. И. Новиковой, А. П. Богомазова, О. Л. Жука, Ю. Г. Черняка, В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова, Л. И. Шумской, О. С. Охтеня.

Целью статьи является рассмотрение вопросов продвижения воспитательной функции образовательных учреждений на новый качественный уровень для решения задачи формирования системы ценностей студенческой молодежи.

Особенность современного общества состоит в том, что формирование идеологии молодого поколения идет в среде обширной, легко доступной, а зачастую и настойчиво навязываемой информации. Ценность этой информации не бесспорна, она может быть противоречива и ориентировать на несовместимые позиции. Очень часто в ней нет общепризнанной доминанты. Наряду с позитивными ориентирами пропагандируются сомнительные, а то и прямо антисоциальные идеи и соответствующие им формы поведения. Какие ценности под воздействием такой информации сформируются в голове у молодого человека, еще не способного к ее сознательному отбору и фильтрации, предсказать трудно. Впитывая интернетовскую информацию, можно приобщаться к высшим достижениям мировой культуры, ведению здорового образа жизни, а можно впитать идеологию экстремизма и насилия, приобщиться к наркомании и проституции. Вряд ли под воздействием заполонивших экраны голливудских боевиков у молодого поколения будут продуцироваться идеи патриотизма; а от просмотра сериалов, где по стилю поведения бандитов очень трудно отличить от защитников порядка, – формироваться устойчивые гражданские ценности. Да и от многочисленных повествований о преуспевающих дельцах или дамах специфического поведения трудно ожидать достижения молодым сознанием моральных высот.

Сегодня приходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики, одним из мест реализации которой становятся учебные заведения. В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания ценностных отношений студентов в изменившихся социокультурных условиях. Однако, в ходе исследования педагогической литературы удалось выделить основные направления воспитательной системы учебного учреждения:

  • научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на формирование творческих, интеллектуальных способностей обучающихся – будущих работников в контексте профессиональных компетенций;

  • инновационная учебно-познавательная деятельность на основе гуманизации образовательного процесса;

  • компетентно организованная культурно-просветительская и досуговая деятельность в рамках студенческого самоуправления;

  • организация учебно-воспитательного процесса на основе профессионально-ориентированной деятельности;

  • активизация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Таким образом, главная миссия образовательных учреждений состоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 28-35.

  2. Богомазов А. П. Воспитательная работа в учреждении высшего образования: социологический и педагогический анализ / А. П. Богомазов, О. Л. Жук, Ю. Г. Черняк // Адукацыя i выхаванне : Штомес. навукова-тэар. i iнфармац. часопiс. –2014. – N 2. – С. 3-12.

  3. Охтень О. С. Не только обучать, но и воспитывать / О. С. Охтень // Высшее образование в России. – 2011. – № 1. – С. 63–69.

  4. Ценностный мир современного студента / Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. – М., 2000. – 242 с.

  5. Шумская Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л. И. Шумская // Психология. – 2000. – № 3. – С. 3–11.

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Леонова Елена Владимировна E
Просмотров: 554 | Комментарии: 1 | Теги: ценности, воспитательная система, ценностные ориентации студентов | Рейтинг: 4.1/7
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 10:37, 17.02.2017
Мысли интересные и своевременные.Автор верно замечает про новые времена и студенческую молодежь сегоднешнего дня.
avatar