Главная » Статьи » секция 1 |
формирование ценностных ориентиров студентов нового поколения
Леонова Елена Владимировна ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», г. Горловка elena_leonova_1@mail.ru
Вопросы формирования ценностных ориентаций современной молодежи обусловлены, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. Вопросы формирования ценностных ориентаций интересовали историков, философов, педагогов, психологов с давних времен и изучались всесторонне во многих исследованиях, проводившихся в разные исторические периоды (Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Платон, Сократ, И. Г. Фихте и др.). В психолого-педагогическом аспекте проблема формирования ценностно-личных ориентаций исследуются в работах: Л. И. Новиковой, А. П. Богомазова, О. Л. Жука, Ю. Г. Черняка, В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова, Л. И. Шумской, О. С. Охтеня. Целью статьи является рассмотрение вопросов продвижения воспитательной функции образовательных учреждений на новый качественный уровень для решения задачи формирования системы ценностей студенческой молодежи. Особенность современного общества состоит в том, что формирование идеологии молодого поколения идет в среде обширной, легко доступной, а зачастую и настойчиво навязываемой информации. Ценность этой информации не бесспорна, она может быть противоречива и ориентировать на несовместимые позиции. Очень часто в ней нет общепризнанной доминанты. Наряду с позитивными ориентирами пропагандируются сомнительные, а то и прямо антисоциальные идеи и соответствующие им формы поведения. Какие ценности под воздействием такой информации сформируются в голове у молодого человека, еще не способного к ее сознательному отбору и фильтрации, предсказать трудно. Впитывая интернетовскую информацию, можно приобщаться к высшим достижениям мировой культуры, ведению здорового образа жизни, а можно впитать идеологию экстремизма и насилия, приобщиться к наркомании и проституции. Вряд ли под воздействием заполонивших экраны голливудских боевиков у молодого поколения будут продуцироваться идеи патриотизма; а от просмотра сериалов, где по стилю поведения бандитов очень трудно отличить от защитников порядка, – формироваться устойчивые гражданские ценности. Да и от многочисленных повествований о преуспевающих дельцах или дамах специфического поведения трудно ожидать достижения молодым сознанием моральных высот. Сегодня приходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики, одним из мест реализации которой становятся учебные заведения. В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания ценностных отношений студентов в изменившихся социокультурных условиях. Однако, в ходе исследования педагогической литературы удалось выделить основные направления воспитательной системы учебного учреждения:
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности. Таким образом, главная миссия образовательных учреждений состоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала. ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 627 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |