Главная » Статьи » секция 1

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

 

Рудковская Инесса Валериевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»

inessa_rudkovskaja@mail.ru

 

Постановка проблемы в общем виде. Совокупность теоретических представлений об эстетическом воспитании образует особую область научных знаний, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина «эстетическое воспитание» употреблялось понятие «художественное воспитание», которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства. Мы принципиально исходим из того, что эстетическое воспитание – это не воспитание художника; это формирование всей совокупности дискурсивного мира любого человека. Художниками станут те, кто научится не только интерпретировать поученную эстетическую информацию, но и создавать свои образы. Наш предмет – эстетическое воспитание любого человека, которое способствует развитию тех человеческих качеств, которые могут пробудить творца – или остаться латентными, но при этом обогащая личность и открывая широкий путь для любых видов её индивидуального и социального формирования.

Общие позиции эстетического воспитания были широко освещены в различных философских системах: само их возникновение стало предпосылкой современного гуманистического типа личности, характерного для Европы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Следует отметить, что вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами. Эту проблему в разные исторические периоды освещали Платон, греческий философ Демокрит, философы М.Ф. Квинтилиан, Плутарх, М.Т. Цицерон, чешский педагог Я.А. Коменский; представители классической эстетики, педагоги И. Кант, Ф. Гербарт, И. Гербарт, Ф. Шиллер, Ф.Фребель, К. Бенеке, А. Дистерверг; представители европейских философских и педагогических школ Р. Декарт, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо, Г.В. Лебниц, А. Баумгартен и др.

Цель статьи проанализировать философские и педагогические взгляды на проблему эстетического воспитания как важного фактора развития личности,

Изложение основного материала исследования. Философский словарь определяет понятие «эстетический» (греч. aisthetikos – чувственно воспринимаемый) как отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. [9, с. 681].

Эстетическая мысль возникла в эпоху рабовладельческого общества. Но появление зачатков эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи и историки, относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита. Анализ литературных источников позволяет рассмотреть исторические периоды развития эстетических идей. Так, период античности VII в. до н.э. –- III в.н.э. даёт дальнейшее развитие эстетических идей: здесь встречаются определённые системы эстетического воспитания, в которых определены средства, задачи и методы эстетического воспитания и обучения. Аристотель вводит понятие «калокагатия», которое объясняет человека как существо доброе и прекрасное и предлагает включить в эстетическое воспитание рисование и письмо.

В понимании сущности творческой деятельности, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости (одержимости) человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения, показав его необычность с точки зрения нормального человеческого рассудка. Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону,  дар бога, божественного Эроса. Раскрывая вопросы поэтического творчества, Платон утверждает, что поэты творят как бы во сне, не сознавая того, что они делают. Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном, которое имеет у него идеалистический характер: понимается как нечто абсолютное и неизменное, как «вечная идея», как предмет любви.

Вслед за Платоном греческий философ Демокрит создаёт учение о «поэтическом вдохновении». Он считает, что никто не может достигнуть ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться» [5,с. 368].

В философских трудах М.Ф. Квинтилиана, Плутарха, М.Т. Цицерона разносторонне разрабатываются идеи эстетического воспитания, причём, большое значение придаётся развитию таких черт личности, как умению выразительно разговаривать, развитию чувства художественного слова, ритма. Так, М.Т. Цицерона открыл собственную риторическую школу, работа в которой позволила ему создать фундаментальный труд «Наставление оратору». В нем он выдвинул идею гуманного отношения к детям, развития их врождённых познавательных и творческих способностей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Философ считал, что «…дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают. Следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной»[5, с. 96].

В период эпохи возрождения XIV – XVII вв. происходит огромный переворот в общественной жизни, формируются гуманистические взгляды в обществе. В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка. Мы находим широкое и последовательное развитие так называемой практической эстетики, возникающей из применения общих эстетических принципов к конкретным вопросам искусства в работах крупнейшего теоретика искусства XV в. Леона-Баттиста Альберти.

Следующий исторический период Нового времени (XVII – XVIII вв.) раскрывает процесс эстетического воспитания, который основывался в то время в большей степени на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучении искусства одновременно с совершенствованием общей подготовки. Значительный вклад в историю эстетического воспитания внёс чешский педагог Я.А. Коменский. Он полагал, что эстетическое было немаловажным фактором воспитывающего обучения согласно природосообразности, потому что процесс познания, считал ученый, берёт начало с чувственных восприятий и наблюдений, с наглядности, опыта, а ведущей педагогической установкой здесь был принцип гармонического развития индивида [4, с. 122]. В своих трудах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинах» он говорит о необходимости использования с раннего детства музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, «…чтобы слух и сердце услаждались созвучием и гармонией» [3,с. 215].

В период Просвещения были выдвинуты новые моменты эстетического воспитания. Идеалом эстетического воспитания в этот период в Европе становится творческая личность, утончённый художник, особый «моральный виртуоз», который строит свой внутренний мир по законам красоты и гармонии [4, с. 122]. Так,  французский философ-рационалист Рене Декарт, доказывая, что единственным достоверным критерием существования является мысль, сознание, утверждал, что цель музыки состоит в пробуждении равновесия и гармонии. На этой основе Р. Декарт развивал свою теорию эстетического восприятия. Д. Юм выделял воспитание утончённого вкуса в противовес общепринятому «О вкусах не спорят», и данная проблема., по его мнению, могла решаться образованными художественными критиками. Ж.-Ж. Руссо полагал, что искусство способно воздействовать на изменение вкуса, но при этом оно не способно влиять на нравы людей [4, с. 123]. Немецкий учёный Г.В. Лейбниц преподносит эстетическое познание как нечто смутное, чувственное, которое способно посредством искусства размягчать сердца, как сладкий обман. Он предвосхищает концепцию А. Баумгартена, которая признаёт эстетику как отдельную самостоятельную науку. Г.Э. Лессинг и И.И. Винкельман воспитательное значение искусства подняли на более высокий уровень, ставя проблемы развития эстетического вкуса, формирование нового эталона эстетической культуры, базирующейся на классических канонах красоты [6, с. 83]. Представители эпохи Просвещения (XVIII в.) пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него рисование, языки, изящную литературу, искусство мыслить, историю, географию, изящные искусства. В период Просвещения эстетическое воспитание было выделено в самостоятельную проблему, а под эстетическим воспитание стали понимать не просто занятия искусством и умения его воспринимать, а особое средство для приобщения индивида к культуре вообще.

Интересно, что в иррационалистической философии середины XIX эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривалось, как механическо-техническое творчество. Представители утопического направления в Европе XIX столетия – Ш. Фурье, Р. Оуэн, Сен-Симон считали, что эстетическое воспитание призвано выполнять особую функцию в системе педагогики при замене социального строя «цивилизации» новым строем гармонии. Они были убеждены, что развитие эмоций посредством изящных искусств будет приносить в свободный труд духовное, творческое содержание. И. Кант также занимался проблемами эстетики и эстетического воспитания как одной из основополагающих проблем в классической немецкой эстетике и педагогике. Педагогическим кредо И. Канта было «человек должен быть культивируем». По его мнению, воспитывать – это значит, в первую очередь, воспитывать личность, которая может приближаться к идеалу гармонично развитого индивида [2]. Ф. Шиллер считает, что гармония сил человека может быть достигнута при помощи искусства, а также эстетического воспитания. В этом он видит сущность и содержание эстетического воспитания [6, с. 86].

Педагоги И.Ф. Гербарт, Ф. Фребель, К. Бенеке, А. Дистерверг предлагали включить в эстетическое воспитание игры, пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества, чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. Так, Ф. Фребель придавал огромное значение игре, как средству, завивающему воображение и содержащему эстетический стимул, а также художественному творчеству, используемому во всех видах искусства и как развивающему нравственность. Представитель авторитарной педагогики  И. Гербарт полагал, что цель воспитания  кроется в развитии эстетического восприятия всего мира, а эстетически воспитанный человек, по его мнению, является воспитанным нравственно. Эстетическое воспитание считалось им высшим критерием воспитания.

Педагогические идеи Дистервега сложились под влиянием Песталоцци. Он выдвинул три принципа воспитания и обучения: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. В понимании принципа природосообразности Дистервег следует за Песталоцци, считая, что необходимо гармоническое развитие всех задатков ребенка и что для развития природных задатков нужны благоприятные условия и воспитание. Принцип культуросообразности требует, согласно представлению Дистервега, непременной опоры при обучении и воспитании на всю культуру человечества в целом, в особенности на культуру родной страны. Самодеятельность выступает как принцип и цель воспитания и обучения, означает активность учащихся в этом процессе. В известном смысле она служит мерилом всей работы воспитателя, поскольку активная, умственная деятельность учащихся и стимулирование этой активности позволяют судить об эффективности процесса воспитания и обучения. Результат природосообразного и культуросообразного воспитания и обучения с наибольшей полнотой выражается в самостоятельном стремлении воспитанника к истине, красоте и добру. Тем самым Дистервег объединяет и связывает три вида воспитания – умственное, эстетическое и нравственное. Так, говоря о сущности трех принципов воспитания и обучения, Дистервег непременно обращается к эстетическому воспитанию. Знаменательно, что он не ограничивает эстетическое воспитание только созерцанием художественных произведений, а расширяет предмет эстетических представлений ребенка явлениями природы (цветы, деревья, звезды, кристаллы, небо и море, горные скалы и т. д.). Стремление к внешним чувственным впечатлениям и свободной игре воображения вырастает из природы ребенка: его влечет к сказкам, рассказам, приключениям и т.д. При всем этом Дистервег отрицал относительную самостоятельность эстетического воспитания, считая его только подспорьем школьному обучению и нравственно-религиозному воспитанию. Вместе с тем, принципы обучения и воспитания, выдвинутые Дистервегом, могут быть использованы с большим успехом именно в области эстетического воспитания [8].

Активное развитие педагогические воззрения в Европе на сущность, задачи, средства эстетического воспитания получили и в ХХ столетии, и в наши дни. Несомненно, что эстетическое воспитание развивает и гармонизирует все духовные способности индивида, нужные в различных сферах творчества. Эстетическое воспитание тесно увязано с нравственным воспитанием, потому что красота выступает особым регулятором и человеческих взаимоотношений. Главная цель эстетического воспитания – формирование целостной личности, развитой творчески индивидуальности, которая действует по законам красоты. Многие концепции, взгляды, используемые средства и методы эстетического воспитания, разработанные и успешно применяемые в Европе, были заимствованы и нашими отечественными педагогами, которые стремятся к усилению влияния искусства в процессе обучения, к соподчинению задач развития воспитания и обучения при освоении искусства, его жанровых видов, творчества мастеров. Литература, музыка, изобразительное искусство становятся важнейшим фактором развития художественных интересов и вкусов. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного эмоционально-образного воздействия на личность, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.

         Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Таким образом, анализ философской и педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что на протяжении многих веков эстетическому воспитанию личности отводится большое внимание. Эстетическое воспитание рассматривается как важный фактор развития личности. Определяется его место и роль в воспитании личности, цель которого зависит от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли. Подчёркивается огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности. Являясь органической частью общей системы воспитания, стремясь к цели формирования нравственного, эстетического и гуманистического идеала, эстетическое воспитание характеризуется как целенаправленное формирование творческой активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное в жизни, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Верб М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М. А. Верб. – М. : Знание, 1981. – 365 с.

  2. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. – CПб., 1898. – 465 с.

  3. Коменский Я. А. Педагогика. Избр. пед. соч., т. 1 / Я. А. Коменский. – М., 1982.

  4. Латышина Д .И. История педагогики. / Д. И. Латышина. – М. : Форму-Инфа, 1998. – 382 с.

  5. Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения / Г. В. Лейбниц. – М., 1908. – 653 с.

  6. Лифшиц М. А. Идеи эстетического воспитания в истории общественной мысли / М. А. Лифшиц. – М. : Фабула, 2003. – 352 c.

  7. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя. / Б. М. Неменский. М. : Просвещение, 1981.

  8.  Шестаков В. П. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. Том. 2 / В. П. Шестаков. – М. : Искусство, 1973. – 368 c.

  9. Философский словарь. Справочник студента / Г. Г Кириленко, Е. В. Шевцов. М. :«СЛОВО» : ООО «Издательство ACT», 2002.

 

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Рудковская Инесса Валериевна E
Просмотров: 1632 | Комментарии: 2 | Теги: Эстетическое воспитание, художественное творчество, гармонично развитая личность, художественная педагогика | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:02, 17.02.2017
Эстетическое воспитание , на мой взгляд, ключ к многим проблемам и задачам.
avatar
0
2 lena_medvedeva20 • 21:03, 17.02.2017
Несомненно, эстетическое воспитание развивает и гармонизирует все духовные способности индивида. Таким образом, главная цель эстетического воспитания - формирование целостной, гармонической личности, развитой творческой индивидуальности, которая действует по законам красоты!
avatar