Главная » Статьи » секция 1

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: ОПЫТ ЭМИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ:

ОПЫТ ЭМИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Арпентьева Мариям Равильевна, Чулий Вера Ивановна

ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет

 им. К.Э. Циолковского», Калуга

mariam_rav@mail.ru

 

Постановка проблемы. Возраст студенчества традиционно считался одним из важных периодов в жизни человека. Его соотносят с одним из кризисных периодов в развитии человека, а именно с кризисом идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления, стабилизации характера и что особенно важно, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека, гражданских, правовых, физических и интеллектуальных сил. «В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни» [4, с. 125]. Молодому человеку в этот период предстоит принять несколько ответственных выборов, связанных с будущей профессией, выбором спутника жизни и созданием своей семьи. Это – центральный период определения жизненный ценностей, мировоззрения – системы представлений, убеждений и взглядов на окружающую действительность. Это находит проявление в понимании и оценке действительности, различных фактов и событий, в социальном поведении человека , его поступках и деятельности в течении всей его жизни. Прошедшие десятилетия стали для российского государства серьезным испытанием. Изменения, происходящие в политической, экономической и духовной сферах можно сравнить с тяжелейшими социальными потрясениями. Они влекут за собой изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных молодых людей. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, более всего влияет на сознание этой возрастной группы [1; 3; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 15; 16; 20; 21]. Актуальность изучения мотивационно-потребностной сферы личности в этих условиях, особенно молодого поколения в процессе обучения, приобретает чрезвычайное значение. Тем более, что мотивационная сфера студентов влияет и на качество учебной деятельности и на профессиональный уровень будущих специалистов. Исследуя психологическую часть жизни современных студентов, их возрастные особенности и ценностные ориентации, мы можем помочь молодым людям адаптироваться в непростых современных условиях жизнедеятельности, наиболее полно и гармонично развиться в полноценную личность, самореализоваться в профессиональном и человеческом планах.
Анализ исследований. Ценностная ориентация – способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеях, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности. В структуре деятельности они тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Их система образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее проявления к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивается ее сплоченность.
Студент – как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон :
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов , состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства ( направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических новообразований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать особенности данного индивида, его психических процессов и состояний в их соотношении с целями и особенностями профессии;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности, полу и возрасту, профессии,  и т.д.;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, особенности организма и его функционирования, включая строение тела в целом и его анализаторов, безусловные рефлексы и инстинкты, физическую силу и фунциональные возможности («телесный капитал») и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в определенных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные возможности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими периодами жизни, например в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее. Таким образом студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если изучать студента как личность, то возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера, что особенно важно овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано включение человека в самостоятельную профессиональную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивов, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализмом – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных и иных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирование яркой, высококультурной индивидуальности. Студенческий возраст характерен и тем, что время учебы в вузе совпадает у большинства студентов со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (целям, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)
Важнейший фактор, влияющий на молодежь, – это «стратификационная революция», которая привела к качественному изменению социальной структуры общества, к улучшению положения одних социальных групп наряду с резким ухудшением положения других, основу которых составляет имущественное расслоение. Размывание старых социальных структур и формирование новых резко увеличили количество маргинальных групп. Демографический кризис приводит к падению роли молодежи как социальной и группы в целом, расширению процесса десоциализации и маргинализации молодежи, что приводит к сокращению числа участвующих в материальном и духовном производительном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения. Некоторые исследователи ставят эту проблему еще более остро, говоря о том, что перед российским обществом стоит угроза получить в перспективе «потерянное» поколение из нынешних молодых людей, хотя практика показывает, что сама молодежь оценивает себя скорее, как «поколение надежд», чем как «потерянное поколение». Практика показывает, что молодежь лучше адаптируется к новым условиям существования, в большей степени полагаясь на самих себя. Фундаментальными критериями социальной дифференциации молодежи выступает социальное происхождение и социальное положение молодых людей. Обладая социальными ресурсами разных социальных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Содержание второй революции – «революции притязаний» – составляет резкий подъем уровня социальных притязаний молодежи на рубеже 80-90-годов ХХ века. Притязания молодежи относительно трех компонентов будущего социального статуса: власти, престижа и богатства, отмечаются не только в мегаполисах, но и в провинции. Революция притязаний» влияет на социальное поведение молодежи в области образования, профессии и должности, позволяющие занять верхние ступени в социальной иерархии, стала предметом массовых ориентаций молодежи. В то же время, в обществе утрачивается ценность профессионализма и образованности, намечается отчуждение от труда и учебной деятельности. Ценностные ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностных ориентаций и профессиональная деятельность взаимно детерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом; осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций, с другой стороны профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций. Переоценка ценностей – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по новому смотреть на многие вещи, в этом состоит процесс личностного развития в более старшем возрасте следующим за юностью.
Цель статьи – эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций студентов-психологов.
Изложение основного материала исследования. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов включало выборку из 10 человек. В настоящей работе мы рассматриваем особенности ценностных ориентаций у студентов-психологов, жителей г. Наро-Фоминска, 25-28 лет, студентов-психологов заочного отделения. Гипотеза исследования: структура ценностных ориентаций современных студентов характеризуется выраженной направленностью на развитие образовательной и профессиональной сфер жизнедеятельности.
Методика исследования. Для исследования направленности личности современных студентов мы использовали одну из современных методик «Морфологический тест жизненных ценностей» (далее – МТЖЦ). В основу методики легли опросник терминальных ценностей (ОтеЦ), разработанный И. Сениным; а также такие диагностические методики, как «жизненные ценности» Т. Тарочковой, тест Д. Сьюнера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека» и ряд других Используемый «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) является методикой, полностью прошедшей традиционные психометрические процедуры (проверку на надежность, валидность, нормоконтроль в различных видах жизнедеятельности людей различных возрастных, социальных и профессиональных группах). В качестве основного диагностического конструкта в данных методиках выступает ценностная направленность личности, понимаемая как совокупность интересов, идеалов, жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми личность руководствуется в своей жизни. Выявление причин действий, поступков, деятельности человека показывает, что сила мотивов и эффективность деятельности человека зависит от того, насколько осознается ими цель, смысл деятельности [2; 4; 5; 7; 13; 14; 17; 18; 19] .
Функциональными основами МТЖЦ являются:
Жизненные сферы, представленные в жизни каждого человека, обладают для него различной степенью значимости.
В каждой жизненной сфере реализуются для каждого человека цели, ценности, желания, стремления в специфическом для него сочетании.
Соотношение жизненных ценностей и жизненных сфер, обладающих неким континуумом выраженности от социально-предпочитаемых до социально-порицаемых, характеризуют жизненную позицию и характер жизненного пути личности.
Предложенные тестом ценности относятся к разнонаправленным группам: нравственно-деловые и эгоистические-прагматические. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-прагматическую направленность личности. МТЦЖ предполагает анализ результатов с нескольких точек зрения, включая вариативность содержательной обработки полученных данных: возможность анализа данных по респондентам и по группе в целом, по сферам и ценностным ориентациям, а также по их кластерам – смысловым группам).
Нами рассматривалась средняя арифметическая для каждой группы отдельно и, опираясь на среднюю арифметическую, определялась степень доминирования той или иной направленности.
При всех низких значениях – мы говорим, что направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания.
При всех высоких баллах – направленность личности противоречивая, внутренне конфликтная.
При высоких баллах ценностей 1 группы направленность личности можно описать как гуманистическую, при высоких баллах по ценностям 2 группы – прагматической.
Уровень суммарных значений по шкалам жизненных ценностей определяется следующим образом: 0-15 – минимальное значение, 15-45 – среднее значение, 45-60 – максимальное значение.

Сводная таблица 1.

Анализируя результаты, показанные в таблице, мы можем видеть, что большая часть студентов имеет средние суммарные показатели по каждому виду жизненных ценностей, следовательно, основная часть студентов имеет в целом достаточно определенно выраженные ценностные ориентации. У современных студентов-заочников существует специфическая система ценностных ориентаций, в структуре которой в целом преобладают направленность на саморазвитие и материальную стабильность.
При обработке полученных в ходе исследования студентов-заочников данных, а также анализируя диаграмму, мы видим преобладание значимости внешних ценностей (материального положения и достижений), что может быть связано с узкой направленностью студентов на формальный результат обучения («диплом»), занимающихся профессиональной деятельностью в сочетании с обучением в вузе, а также ценностей внутреннего успеха (креативности и духовного удовлетворения) необходимых для расширения познания и духовного удовлетворения.

Рисунок 1. Группы ценностей респондентов

На диаграмме мы можем видеть высокую значимость ценностей материального положения и социального положения, а также духовного развития, что говорит о более прагматической направленности студентов-заочников, их лучшем понимании конкретной цели получения образования и обучения гуманитарной специальности, предполагающей духовное развитие. Наименьше значение приобретает группа эгоценностей, обуславливающих саморазвитие человека, и группа социальных отношений, обусловленных недостаточным обращением к себе общением с окружающими.
Мы можем увидеть также те ценности, которым студенты придают наименьшее значение – это престиж, креативность, развитие себя, развитие собственной индивидуальности.

 Рисунок 2. Ценности разных респондентов

По диаграмме № 3 мы можем увидеть, 30% – 3 студента (респонденты №3,5,8) имеют высокий уровень ценностей, высокую значимость их для респондентов, для них характерны высокие показатели материального положения, достижений, духовного удовлетворения. 50% студентов-заочников имеют средний уровень значимости ценностей, 20% (респонденты № 6 и 7) студентов не придают должного значения жизненным ценностям, показатели по уровню всех жизненных ценностей у них снижен.
На графике №3 мы можем видеть разброс ценностей у испытуемых первой изучаемой группы, график показывает неоднородность распределения значимости ценностей у каждого. У респондентов № 8 и № 10 разброс значений большой, за счет значимости социальных контактов, материального положения и меньшей значимости престижа. У респондентов № 1, 2, 3, 5, 7 – разброс ценностей незначительный, распределение более гармоничное, относительно велико значение духовности, социальных контактов.

Рисунок № 3. Ценности разных респондентов: разброс значений


Рисунок № 4. Выраженность групп ценностей у разных респондентов

Далее проанализируем те же данные, но уже в объединенном виде (группы ценностей объединим в 4 смысловых кластера) и перейдем к сравнению индивидуальных показателей по 4 основным группам (групповым кластерам) ценностей: сравним суммарные показатели по каждому из групповых кластеров ценностей у разных респондентов. Как видно, мы получаем новые интересные результаты.
На диаграмме №4 мы видим, что у студентов заочного отделения преобладает группа внешних ценностей, внутреннего успеха.

Рисунок № 5. Разные группы ценностей у разных респондентов

По данному графику в целом заметна большая значимость всех групп ценностей, а также тенденцию к разделению респондентов на стремящихся к социальному успеху и социальным ценностям в противовес тем, кто стремится к эгоценностям и внутреннему успеху. Респонденты № 2, 3, 5, 6, 7 – демонстрируют более гармоничные, близкие значения разных типов ценностей, у них менее противопоставлены внутренний и внешний успех. Респонденты № 1, 4, 8 9, 10 – довольно различные – конфликт внешних и внутренних ориентаций более выражен.
Рассмотрим полученные результаты исследования по шкалам жизненных сфер.
Уровень суммарных значений по шкале жизненных сфер определяется следующим образом: 00-20- направленность имеет минимальное значение, 20-60- направленность имеет среднее значение и 60-80- направленность имеет максимальное значение.
Анализ данных позволяет выделить три кластера (группы) жизненных сфер:
1. сфера обучения и сфера профессии – направленность на конечный результат (успех);
2. сфера семьи и сфера общественной жизни – направленность на социальные контакты;
3. сфера увлечений и сфера физической активности – направленность на саморазвитие.

Сводная таблица 2

Рисунок № 6. Сферы ценностей студентов-психологов

Итак, в ходе проведенного нами эмпирического исследования у изучаемой группы студентов-заочников выявлено: преобладание направленности на получение образования и профессии 90% – 9 человек; второе место по значимости занимает направленность на социальное общение 90% – 9 человек; третье место по значимости занимает направленность на саморазвитие 100% – 10 человек. Как видно, наиболее важной является сфера профессиональная и образовательная. Наиболее «страдающими» – сфера собственного здоровья, общественной жизни и увлечений. Налицо «синдром трудоголизма»: чрезмерно серьезное отношение к учебной и трудовой деятельности на фоне личностной нестабильности и дезориентации, отказа решать собственные проблемы и развивать отношения с миром (саморазвитие как человека и как партнера приносится в жертву саморазвитию как профессионала).

Рис. 7. Значимость разных сфер у студентов-психологов

Отвечая на вопрос о том, почему первая сфера важнее, чем третья – можно еще раз обратится к тому, что на данном этапе профессионального становления обучение играет ведущую роль и профессиональная идентичность важнее идентичности личностной и социальной то есть в иерархии ценностных ориентаций доминируют мотивы профессионального развития. Особенно это заметно для студентов, чьи показатели по третьей сфере наиболее низки: налицо внутренний конфликт. У большинства студентов-заочников (90%) при исследовании жизненных ценностей в большей степени выявляется направленность: на получение образования и профессии, в меньшей степени направленность на социальное общение и саморазвитие.

Рис. 8. Разброс значимости разных сфер у студентов

Как видно из графика №8, респонденты с большими (№ 2, 3, 5,9, 10) и малыми (№1, 4, 6, 7, 8) разбросами показателей по сферам отличаются мерой определенности ценностных ориентаций и гармоничности системы ориентаций, а также общей значимостью ценностей профессионального становления: последняя тем менее значима, чем более гармоничен профиль респондента. Сравним полученные данные по шкале жизненных ценностей и шкале жизненных сфер.
Итак, в ходе исследования у всех испытуемых выявлено наличие сложившейся системы ценностных ориентаций, в которой почти у всей группы студентов (90%) выявлено преобладание направленности на получение образования и профессии, как на конечный результат, на втором месте по значимости – направленность на социальное общение (90%), на третьем месте по значимости находится направленность на саморазвитие. 40% (4 человека) студентов отметили высокую значимость высокого уровня материального положения, что свидетельствует о прагматической направленности современного молодого поколения Т. о., большинство студентов заочного отделения ориентировано на получение образования и профессии, достижение высокого уровня материального положения. В целом студенты-психологи заочного отделения имеют сложившуюся систему ценностных ориентаций. Выражены направленность на развитие образовательной и профессиональной сфер, что объясняется стремлением студентов заочного отделения, обучающимся в ВУЗе без отрыва от основной работы, иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату и другие виды материального благополучия. В меньшей степени - выражена направленность на развитие сферы социальных отношений и сферы личностного развития. Таким образом, гипотеза нашего исследования в целом нашла свое эмпирическое подтверждение.

Обобщенная таблица 3

Как показано Н. А. Буравлевой, «для студентов более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию… Молодые россияне отвергают ценности коллективизма: уважение традиций, умеренность, равенство … значимыми мотивами поведения являются: стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, благосостояние и установка на социальное неравенство» [4, с. 128]. Наше исследование продемонстрировало, что у студентов-психологов данные ориентации выражены меньше, они боле настроены на  развитие отношений с людьми, партнерство и взаимопомощь.
Выводы и рекомендации. Более подробный качественный анализ полученных данных и их содержательная интерпретация возможны, например, при обращении к приведенным в приложении характеристикам. Однако, поскольку данные характеристики в целом имеют большее значение в рамках анализа индивидуальных результатов тестирования, а сам процесс интерпретации данных психологического исследования может быть весьма развернутым во времени и по объему процессе. Поэтому, следуя основной задаче нашей работы, мы перейдем к завершающему разделу нашего эмпирического исследования – формулированию некоторых основных практических рекомендаций для студентов-психологов и их преподавателей. Основным стержнем обучения и психологической помощи, должно выступать духовно-нравственное развитие, воспитание и самовоспитание студентов. Учитывая результаты, полученные, в ходе проведенного исследования студентов психологов заочного отделения для повышения эффективности учебного процесса, мы можем рекомендовать организовать процесс обучения с ориентацией на социально- культурные ценности, основанные на самопонимании и саморазвитии себя и другого человека, обращенные к гармоничному развитию себя и физически и интеллектуально., развитию взаимоотношений, т.е. профессиональное становление опирается на становление личности и предполагает использование индивидуального жизненного опыта студентов, полученного в ходе обучения психотехническим знаниям. При формировании учебного процесса следует учитывать особенности ценностных ориентаций студентов этих форм обучения. Студентам заочного отделения рекомендуется повышать мотивацию к познавательной деятельности, к наиболее полной реализации своих творческих возможностей, стремлению к изобретательности увлеченности в самых обыденных жизненных сферах, развитию сферы общественной активности. При организации обучения следует учитывать личное становление студентов, связанное с возрастом, и профессиональное становление, опирающееся на становление личности и предполагающее наличие жизненного опыта студентов и полученных в ходе обучения психологических знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные проблемы обучения и воспитания. – М. : ИИУ МГОУ, 2014. – 160 с.

  2. Андреева Г. М. и др. Социальная психология. Практикум. / Г. М. Андреева, Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др .; Под ред. Т. В. Фоломеевой. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 480 с.

  3. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе/ М. Р. Арпентьева. – Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. – 670 с.

  4. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов / Н. А. Буравлева // Вестник Тульского ГПУ. – 2011. – № 6. – С. 124-129.

  5. Волова Н. Ю. Студент и образовательное пространство. Мотивация и социально-профессиональные ориентации / Н. Ю. Волова, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина, В. Ф. Сопов, Л. Б. Четырова, О. А. Чаденкова, О. К. Самарцева. – Самара : Самарский университет, 2001. – 180 с.

  6. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – В 2-х т. Т.2. – М. : Мир, 1992. – 376 с.

  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

  8. Кузовкин В. В. Психотехника личностного роста / В. В. Кузовкин. – М. : ИИУ МГОУ, 2014. – 264 с.

  9. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни / Б. Ливенхуд. – Калуга : Принт, 1994. 120 с.

  10. Мезенцева Ю. И. Духовно-нравственное воспитание в современном обществе / Ю. И. Мезенцева. – М. : ИИУ МГОУ, 2013. – 102 с.

  11. Минигалиева М. Р. Кризисы в развитии человека: клиническая психология и оккупациональный подход. Проблемы работы с людьми, находящимися в кризисной ситуации, имеющими особые нужды и хронические заболевания / М. Р. Минигалиева. – М. : РГСУ, 2005. – 254 с.

  12. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание личности / М. Р. Минигалиева. – М. : РГСУ, 2006. – 205 с.

  13. Носс И. Н. Личностно-профессиональная диагностика и оценка персонала (ассессмент-технологии) / И. Н. Носс. – М. : ИИУ МГОУ, 2014. – 186 с.

  14. Пантилеев Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / Р. Пантилеев. – М. : МГУ,1991. – 240 с.

  15. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжников. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

  16. Сельченок А. И. Психология возрастных кризисов / А. И. Сельченок. – Мн. : Харвест, 2003. – 560 с.

  17. Сопов В. Ф. и др. Студент и общеобразовательное пространство: мотивация и социально профессиональная ориентация / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. – Самара : Самарский университет, 2001. – 181 с.

  18. Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. – Самара : Самарский университет, 2004. – 100 с.

  19. Тюрин Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

  20. Цветкова Н. Н. Ценности в биографическом ракурсе: от романтизма к прагматизму / Н. Н. Цветкова // Социол. исслед. – 2005. – № 9. – С. 116-121.

  21. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М. : ЛОГОС, 2005. –664 с.
     

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Арпентьева Мариям Равильевна E
Просмотров: 1636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 10:34, 17.02.2017
Материал очень интересный.Научный аппарат и проработка темы на высоте.Убедительно,доказательно.
avatar